Сибелиус  Ян

 

 

Домашняя
Вверх
Карта  сайта
О Финляндии
Города Финляндии
Финская  кухня
Поездки в Финляндию
Что любят финны
Гостевая
Форма поиска 

СИБЕЛИУС (Sibelius) Ян (1865-1957), финский композитор, глава национальной музыкальной школы. Крупнейший симфонист. 7 симфоний, программные оркестровые сочинения, в т. ч. симфонические поэмы «Финляндия» (1899), «Дочь Севера» (1906), «Тапиола» (1926) и др., многие на сюжет «Калевалы» («Туонельский лебедь», 1893); концерт для скрипки с оркестром (1903), «Грустный вальс»; инструментальные ансамбли и пьесы, песни.

Учителя Кингисеппской школы: Рязанова И.В.; Бондаренко Е.Н.; Финенко С.В.; Чигленцева Е.Н.; Разроева Е.С и учитель школы№1 Крюкова Л.Н.

Учащиеся Кингисеппской  школы №3  Илья  и Олеся  Мищенко.

 

Илья Мищенко слышал, что если подуть   в  трубы  памятника  Сибелиусу, то они начнут издавать  прекрасные звуки. Вот Илья  и решил проверить, но  у  него  к  сожалению  ничего  не  получилось. Трубы молчали...

Видимо дул  недостаточно  сильно!

Автор фотографии   ученица  Кингисеппской школы №3  Мищенко  Олеся.

         Сибелиус  появился  на свет в то время,  когда  существование  Финляндии  под  крылом могучей Российской  империи  не  слишком  мешало  развитию национальной  самобытности.  Они  появились  все  разом - финские  архитекторы, поэты, художники. и композитор...

       Юхан  Юлиус  Сибелиус, которого  родственники  именовали  Яном,  родился  8  декабря1865  года в маленьком городке Хямеенлинна в семье  муниципального  врача. Отец, Кристиан Густав  Сибелиус, имея диплом  доктора  медицины,  по  натуре  был  человеком  богемного  склада. Вскоре  после рождения  Яна он  умер,  оставив  супруге  Марии Шарлотте главным  образом  неоплаченные  закладные. Отца мальчику заменил дядя Пер,  живший  в Турку, - музыкант-самоучка, торговец  зерном, по вечерам  игравший на скрипке  и разглядывающий  в телескоп звезды. Ещё  в раннем детстве  Сибелиус  ощутил  обаяние  мира  звуков: его  отец неплохо пел, аккомпанируя  себе  на лютне, а мать  была  способной  пианисткой. В семь лет тётушка Джулия  научила мальчика  играть на рояле,  и вскоре  свободная  импровизация  возобладала над скучными  экзерсисами. Его  первое серьезное  произведения датируется приблизительно 1875 годом, когда Ян  записал  нотами "Капель для  скрипки  и виолончели"  Удивительно,  что десятилетний  ребёнок додумался  использовать  специфические  возможности  инструментов (пиццикато) для достижения  полной иллюзии звучания падающих  капель.

ОТРОЧЕСТВО 

     Уроки игры  на  скрипке  начались довольно  поздно - Яну  уже  использовались  четырнадцать, когда  им  занялся  дирижер   местного  военного  оркестра.  Певучий  голос  инструмента   раз  и навсегда пленил  подростка. Собравшись втроем  или  пригласив  друзей,  юные  Сибелиусы  "делали  музыку":  сестричка  Линда  играла  на рояле,  брат  Кристиан  - на виолончели, а Ян  импровизировал, придумывая  новые темы для маленького  семейного  ансамбля. За  отроческие годы Ян  написал  около 15  сочинений. Теорию  композиции  он изучил  самостоятельно  по  учебнику, который  отыскал  в школьной библиотеке.

       Другое  значимое  увлечение   тех  лет- финский  эпос.  В  свободные  от занятий часы  Сибелиус  частенько  гулял   в  лесах  неподалёку  от Хямеенлинны. Меткий  стрелок, он  никогда  не  охотился:  его  привлекала  сама  природа, наделённая  в  воображении  юного  музыканта  поэтической,  мистической  силой. А впечатления  летних  месяцев, проведённых  с бабушкой  и тётками  на  побережье, навевали  мечты  о море,  свободе и дальних странствиях.

ЮНОСТЬ. СТУДЕНЧЕСКИЕ   ГОДЫ.   

     Осенью  1885  года Сибелиус  поступил на Юридический  факультет Александровского университета Хельсенки, но его не привлекала  профессия юриста, и вскоре  он  перешел  в Музыкальный институт. Сибелиус  играл в  институтском  ансамбле  и стал признанным лидером  академического оркестра. Постоянные выступления  сделали  из молодого  музыканта  истинного  виртуоза  смычка, но карьера  исполнителя  перестала  интересовать  его,  и Сибелиус  полностью отдался сочинению  собственной  музыки.  За четыре года  Сибелиус  впитал  все, что  мог  предложить Хельсенки.  Настало время  поучиться  за рубежом:  предпочтение  было  отдано  Берлину, где  Ян прошел  суровую  немецкую  школу, а наследующий  год Сибелиус  продолжил  образование  в Вене. Здесь Ян  слушал  музыку  величайших  композиторов прошлого. Девятая  симфония  Бетховена, исполненная  под управлением Ганса Рихтера, заставила  его  плакать. Ян вытирал  слёзы, повторяя: "Я чувствую  себя  таким маленьким, таким  маленьким..."

Повелитель  звуков

   Ян Сибелиус  с женой  Айно в гостинной виллы "Айнола"  1940-е годы  Fotobank.com/GettyImage Возможно, Сибелиус  почувствовал  себя  маленьким  настолько,  насколько     чувствует   себя  сочинитель  камерной  музыки  перед  лицом  огромного  симфонического  оркестра. Ибо в Вене  он  начал писать  оркестровую  музыку. В многонациональном  городе  он ощутил властный  зов  крови - и осознал  себя  творцом финского  искусства. Эпизод  из  "Калевалы"  -  история Куллерво  - стал  темой  симфонии для  оркестра, мужского  хора  и солистов, законченной  им по  возвращении  на родину. Премьеру  симфонии, исполненной  а  апреле 1982 года  под управлением  автора, можно  охарактеризовать  только  одним словом  -  триумф.  Так состоялось  рождение финской музыки  - Сибелиус  полностью оправдал  надежды,  возлагавшиеся  на него  соотечественниками. Летом Сибелиус  обвенчался  с Айно и отправился вместе  с ней туда, где рождалась "Калевала" - в Карелию, за  народными мелодиями. Вдохновение,  привезенное из  свадебного  путешествия,  зазвучало  в симфонической  поэме  "Сага",  "Карельской  сюите",  и оркестровой  сюите "Лемминкяйнен".Изображение молодого  Сибелиуса

 В семье  одна  за другой  появились  пять дочерей(одна из них умерла в раннем детстве), и к 1900  году Сибелиус  вынужден заняться  преподаванием, чтобы  обеспечить  семье  постоянный  доход. В 1904 году он поселился  на вилле "Айнола" в Ярвенпяя,  что недалеко  от Хельсинки,  среди почти нетронутой  природы .  Отсюда Сибелиус  совершал триумфальные  поездки в европейские столицы.  Посетил и Санкт-Петербург, где познакомился  с Римским-Корсаковым  и Глазуновым, - они стали его добрыми  друзьями  на долгие годы.

  Но весной 1908 года Сибелиусу удалили опухоль гортани, что потребовало  отказа  от неизменных сигарет и алкоголя на восемь лет. В его творчестве появились мрачноватые  темы, капризные, диссонансные  созвучия, безжалостный экспрессионизм  музыкального  языка. Публика  не принимала  нового Сибелиуса, он, кажется  не обращал  на это  никакого  внимания...

  Незадолго до начала  Первой  мировой войны  Сибелиус  объездил  с концертами Гетеборг, Ригу,  Копенгаген, Париж, Берлин, а в 1914 году  посетил США,  где  его избрали  почётным доктором Йельского  университета. Близилось 50-летие композитора. В середине 20-х годов творческая активность стареющего композитора постепенно  иссякает. Шестая симфония - весна 1923, годом позже Седьмая...

 Более  30 лет музыкальный  мир ждал  от композитора  новых сочинений - особенно его Восьмую  симфонию, о которой  столько говорилось, однако ожидания  не сбылись. В эти годы Сибелиус  писал лишь небольшие пьесы, в том числе "масонскую"  музыку и песнопения; они значительно уступали лучшим сочинениям, приводя в смущение даже самых преданных поклонников. Лишь  узкий  круг посвященных знал, что Сибелиус был Великим магистром масонской  ложи Финляндии.

     В годы второй мировой  войны Сибелиус еще  пытался сочинять; но несколько костров, устроенных  композитором в конце 1940-х годов.  стали последними, невозвратными  шагами  на пути  к "молчанию Ярвепяя", как Ян  Сибелиус  за роялем в гостиной "Айнолы" 1927  годназывали его загадочное  безмолвие  современники. Только  прозвучавшая в 1931 году "Похоронная  музыка",  сочиненная  им для погребения  старого  друга. художника Акселя Галлен-Каллелы, может  дать  отдельное  представление о том, что потерял  мир, когда  были  уничтожены  эти работы.

В последние  годы Сибелиуса почитали как одного из величайших композиторов. На 90-летний  юбилей бывший премьер-министр Великобритании сэр Уинстон Черчиль  прислал Сибелиусу ящик его  любимых  гаванских сигар.

Сибелиус вместе с несколькими близкими ему  художниками уделял  много  времени  изучению теософии и учения розенкрейцеров, увлекался мистической  доктриной Памятник Сибелиусу  родине в Хямеенлинне 1964  Кайн ТапперБлаватской. В кругу друзей он не скрывал, что верит в перевоплощение, и говорил о своих прежних жизнях. "Миллионы  лет назад, в прошлых  воплощениях, - сказал он  однажды, - я, должно быть, был как-то связан  с лебедями  или дикими гусями, потому  что и сейчас  ощущаю это  родство"

18  октября 1957 года композитор  вернулся  с  обычной утренней прогулки. Воодушевлённый, он   рассказал  жене  о том, что видел стаю  журавлей. "Они прилетели. Птицы моей  молодости прилетели!" - воскликнул он. Вдруг одна  из птиц  оторвалась от стаи  и сделала  прощальный круг над "Айнолой". Через два дня Сибелиус умер  от кровоизлияния  в мозг.

  Еще при жизни  Сибелиус  удостоился почестей, которые воздавались немногим. Достаточно упомянуть многочисленные  улицы  и парки, названные его  именем, ежегодный музыкальный  фестиваль  "Неделя  Сибелиуса", Музыкальную  академию  имени Сибелиуса...

Но  что  таило  в  себе молчание композитора, не  решившего  нарушать  гармонию  тишины  случайными  звуками. до сих  пор  неизвестно  никому.

 Домашняя | Вверх

 

Отправить сообщение для: [gal-svanidze@yandex.ru].с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
Дата изменения: 03.04.2006

Hosted by uCoz